Создание электронной музыки

Обработка вокала. Часть 1. Очистка от шума и нежелательных артефактов

Обработка вокала – это очень важная стадия между записью вокала и его сведением в миксе. Без этого звена будет очень проблематично добиться качественного и прозрачного звучания всей композиции. Обработка вокала – процесс довольно сложный и требующий теоретических знаний и практических навыков работы с музыкальными редакторами и другими дополнительными инструментами, такими как VST плагины. Этому аспекту посвящена не одна книга, и описать все тонкости работы с записанным вокалом в нескольких статьях очень сложно. Остановимся на основных нюансах обработки вокала.

Давайте разделим процесс обработки вокала на несколько последовательных шагов:

1. Очистка от шума и нежелательных артефактов

2. Компрессия

3. Коррекция вокала

4. Эквализация и добавление эффектов

Рассмотрим все пункты по очереди.

В этой статье будем говорить об очистке вокала от шума и нежелательных артефактов.

Очистка от шума

Давайте для примера возьмём кусочек записанного женского голоса и прослушаем.

Для очистки вокала будем использовать музыкальный редактор Adobe Audition 3.0.

1. Загрузим в программу файл с записанным вокалом (о записи вокала можете прочитать в статьях: «Запись вокала. Часть 1. Подготовка и выбор оборудования», «Запись вокала. Часть 2. Использование программы Adobe Audition»).   Для этого перейдём в режим редактирования, нажав клавишу Edit, выберем в меню File / Open или нажмём Ctrl+O и откроем нужный нам файл. Нажав два раза правой кнопкой мыши на иконку загруженного файла (находится в меню Files с левой стороны), поместим его в редактор.

обработка вокала

обработка вокала

2. Выделим небольшой кусок, где нет пения вокалиста (пауза между словами).

обработка вокала

На этом участке присутствуют только посторонние шумы, от которых нам необходимо избавиться (шум микрофонного фона, наводки от электрической сети и т.д.). Воспользуемся для этих целей инструментом Noise Redaction. Выберем в меню Effects / Restoration / Noise Redaction и нажмём клавишу Capture Profile (захватить профиль). Наш кусочек естественного шума загружен и проанализирован.

обработка вокала

Характер шума также можно загрузить из файла нажав клавишу Load from File или сохранить в файл нажав Save.

В окне Noise Profile отображается график захваченного сигнала (зеленым показан уровень шума, красным – полезный сигнал, жёлтым – обработанный), а также присутствует возможность отрегулировать степень удаления шумов на разных частотах (синий график).

3. Выделим всю вокальную партию, для этого в окне инструмента Noise Redaction нажмём клавишу Select Entire File.

обработка вокала

4. Настроим параметры инструмента.

С помощью ползунка Noise Redaction Level установим максимально приемлемую степень шумоподавления. Будьте осторожны, слишком большие значения могут удалить часть полезного сигнала.

Параметры области Noise Redaction Settings:

- FFT Size – количество проанализированных полос сигнала. Чем больше полос, тем качественней анализ. Однако при выборе слишком большого количества полос возможно появление побочных эффектов. Рекомендую параметры в диапазоне 4096 – 12000.

- Remove Noise / Keep Only Noise – удалять шум / удалять всё кроме шума;

- Reduce by – уровень удаления шума (установить в диапазоне 6-40 dB);

- Precision Factor – коэффициент искажения по амплитуде (рекомендованные значения от 5);

- Smoothing Amount – сглаживание (оставить 1);

- Transition Width – ширина перехода «шум – полезный сигнал» (оптимальные значения 20-23 dB);

- Spectral Decay Rate – процент обрабатываемых частот, лежащих ниже уровня шума (40-75 %).

обработка вокала

Во время настройки пользуйтесь клавишей прослушивания Preview.

При установке галочки Bypass сигнал не обрабатывается.

5. Добившись максимально приемлемого звучания, нажимаем Ок.

Получаем сигнал с фоновым шумом на 10 dB ниже исходного. Достаточно неплохой результат.

обработка вокала

До обработки

обработка вокала

После обработки

Для того, чтобы окончательно вырезать шум я рекомендую воспользоваться ещё двумя инструментами – Waves X-Noise и Waves C1 gate.

Вырезаем шум с помощью Х-Noise и C1 gate.

1. Для того чтобы вырезать шум с помощью X-Noise, выделите участок с шумом и нажмите клавишу Learn. Прослушайте этот участок, чтобы плагин мог просканировать шум. После этого еще раз нажмите клавишу Learn. На экране инструмента появиться график шума.

обработка вокала

2. Теперь используя настройки и график, будем удалять шум.

Я настроил плагин следующим образом:

Threshold (порог срабатывания) – 31,2 дБ – уровень, ниже которого шум будет заглушаться в соответствии с графиком;

Reduction – 59 (не ставьте слишком больших значений, это чревато удалением нужных частот);

Resolution (разрешающая способность анализа) – High (высокая, лучший вариант);

Attack (атака) – 0 (плагин включается как только сигнал поступает на вход, без задержки);

Release (восстановление) – 205;

High Shelf фильтр я не трогал.

Для проверки правильности настройки используйте переключатель Audio / Difference (обработанный сигнал / вырезанный сигнал). В идеале при включении режима Difference, вы должны слышать только шум.

3. Настраиваем плагин C1 gate. Как это сделать вы можете почитать в статье «Гейт – еще один прибор динамической обработки»

Я настроил его так как показано на рисунке.

обработка вокала

Давайте послушаем, что у нас получилось.

Очистка вокала от нежелательных артефактов

К нежелательным артефактам можно отнести искажения, вызываемые при произношении свистящих и шипящих, а также букв «б» и «п».

Как я уже писал ранее, для того, чтобы защитить вашу запись от «пэканья» (всплески, вызванные сильным потоком воздуха при произношении букв «п» и «б») необходимо установить на микрофон защитный экран.

Для борьбы с шипящими и свистящими звуками используется деэссер.

Например плагин Waves RDeEsser.

Давайте разберёмся с его настройками.

Freq – рабочая частота (частота, к которой применяется эффект);

Type – выбор фильтра:

Band pass – полосовой фильтр (затухание применяется к полосе частот);

High pass – фильтр высоких частот (затухание применяется ко всем частотам выше выбранной);

Mode – режим обработки:

Wideband – широкополосной режим (применение затухания к всему диапазону частот);

Split – узкополосной режим (применение затухания только к выбранным частотам);

Range – степень применения обработки;

Threshold – порог срабатывания; уровень, выше которого происходит затухание. Слишком низкое значение может значительно ухудшить звук (он станет слишком глухим);

Audio / Sidechain – прослушивание обработанного сигнала / прослушивание вырезанного сигнала.

обработка вокала

Используя эти параметры можно настроить обработку таким образом, чтобы уменьшить уровень сигнала свистящих и шипящих звуков.

Также для этих целей можно воспользоваться эквалайзером, но очень аккуратно.

Теперь давайте сравним сигнал без всех обработок и итоговый сигнал.

Необработанный сигнал

Обработанный сигнал

Как видим, разница довольно велика.

Первый этап обработки закончен.

В следующей статье поговорим о втором этапе обработки вокалакомпрессии.

До встречи.

Также Вы можете почитать:

Автор: Александр Коваленко
  • Поделиться Вконтакте
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
Количество комментариев4

Подписывайся на новые статьи:

Комментарии:

  1. Блог в закладки.
    Спасибо.

  2. Большое спасибо за интересную информацию!

  3. Константин

    Очень информативная статья, которая без лишней воды доносит нужную информацию.

  4. давно искала как удалить шум с диктофонной записи. сохранила в закладки эту статью.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *