Создание электронной музыки

Понятие “Пространственная обработка”

Пространственная обработка является неотъемлемой частью создания грамотного гармоничного микса. Часто под понятием пространственной обработки подразумевается обработка сигнала ревербераторами, однако далеко не все понимают, что это лишь часть более широкого понятия.
На самом деле, пространственная обработка призвана решать проблему размещения инструментов в пространстве. Этот вид обработки звука даёт возможность слушателю понять, где находится инструмент в пространстве.


Можно выделить три плоскости позиционирования звука:
– ширина (слева, справа, по центру);
– высота (выше, ниже);
– глубина (ближе, дальше).

 

Ширина

Основным инструментом звукорежиссёра для размещения инструмента по ширине является панорамирование. Часто используя простое панорамирование можно добиться очень хорошего результата без применения дополнительных эффектов. В первую очередь это касается ударных инструментов и сольных партий.

 

Ширина микса
Стоит отметить, что моно звуки можно более точно позиционировать в отличие от стерео.
Ещё одним важным инструментом создания широкого микса является задержка (delay) каналов друг относительно друга. Например, правый канал отстаёт от левого на несколько миллисекунд. Такая задержка делает звук очень широким. Этот приём часто используется при синтезе. Также такая задержка используется в методике создания широкого звучания на основе дабл трека.
Похожего эффекта можно добиться, используя смещение фазы (phase) сигнала. Однако в этом случае следует следить за фазовыми искажениями, которые имеют место быть, особенно на низких частотах.
Для создания широкого звука при синтезе кроме задержки часто используется расстройка (detune) голосов. Этот параметр присутствует в большинстве синтезаторов.
Для того чтобы создать широкий звук необходимо выбрать более одного голоса и немного расстроить их друг относительно друга. Чем больше голосов и степень расстройки тем более размытый и искажённый звук.

 

Высота

Основным инструментом, который позволяет определить расположение инструмента по высоте является синтез. Да, именно синтез, а не эквалайзер, как Вы могли подумать. Именно на этапе синтеза формируются тембральные характеристики звука и его высотность. А вот с помощью эквалайзера можно изменить частотные характеристики и немного скорректировать высотное расположение инструмента.

 

Высота музыкальных инструментов
Высоту инструмента можно изменить, используя pitch. Обычно этот инструмент применяется для создания различного рода эффектов (например эффекта разгона).

 

Глубина

Это как раз то, что завораживает слушателя, делает звучание естественным, приятным и пространственным. Глубина создаётся за счёт уровня сигнала (громкости). Инструменты, которые имеют более высокий уровень выходят на передний план и являются основными. Однако кроме громкости на глубину влияет реверберация и задержка. Это два основных инструмента, которые применяются для создания глубокой пространственной картины трека.

 

Глубина микса
Нужно сказать, что человеческий слух привык воспринимать звуки, если можно так выразиться, с примесью реверберации. Ведь звуки, которые нас окружают (звонок телефона, крики птиц, речь) являются смесью прямого сигнала, ранних отражений от окружающих предметов и повторных отражение (реверберационный хвост). Такие звуки для нас естественны. Поэтому без использования ревербераторов Вы, никогда не добьётесь естественного звучания. Что касается эффектов основанных на задержке (дилей, хорус, флэнжер, фейзер), то они способны не только сделать звук шире, но и создать эффект небольших помещений.
Подведём итог вышесказанному.
Пространственная обработка является совокупностью различных обработок, которые так или иначе изменяют трехмерное расположение инструментов в пространстве (ширина, высота, глубина).
Поскольку обычно пространственную обработку ассоциируют с глубиной, то в следующих статьях речь пойдёт о реверберации и задержке, как основных инструментов для создания глубокого звучания.

Посмотрите видео о том, что такое пространственная обработка.

Автор: Александр Коваленко
  • Поделиться Вконтакте
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
Количество комментариев2

Подписывайся на новые статьи:

Комментарии:

  1. Lupus

    Саш, а где видео? :0 Почему заблокировали?

    • Видео доступно на Daylimotion и Vimeo. К сожалению, по непонятным причинам аккаунт на Youtube был заблокирован и восстановить его пока не удалось.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *