Создание электронной музыки

FM/RM синтез – интересное применение модуляции

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим два метода синтеза звука – это FM синтез и RM синтез.

FM синтез основан на частотной модуляции. Несколько звуковых волн модулируют друг друга по частоте и суммируются образуя тем самым новый звук. Осцилляторы генерирующие колебания в FM синтезе называются операторами.

Синтез звука

Рассмотрим процесс более подробно. На рисунке представлена матрица модуляции рядового FM синтезатора (в данном случае использован FM/RM синтезатор Sytrus из FL Studio) состоящая из строк и столбцов.

Если глубина модуляции регулятора с координатами 1 по горизонтали и 2 по вертикали отлична от 0 %, то это означает, что второй оператор модулируется первым. Второй оператор является звуковым сигналом, который изменяется по закону первого оператора. Второй оператор – несущая, первый – модулятор.

Таким образом можно модулировать различное  количество операторов.

Последней столбец матрицы образован регуляторами, отвечающими за уровень сигнала данного оператора (первая строка – уровень первого оператора, вторая – второго и т. д.). Этот столбец используется для смешения предварительно смодулированых операторов – сложения волн.

Рассмотрим пример образования несложного звука с использованием выше изложенных знаний.

Форма волны первого оператора – синусоида с частотой приблизительно 66 Гц.

Оператор OP1

 

Форма волны второго оператора – синусоида с частотой приблизительно 240 Гц.

Оператор OP2

Итоговый звук оператора 2 смодулированого оператором 1, при глубине модуляции 30% (регулятор на пересечении первого столбца и второй строки).

Оператор OP2 модулируемый оператором OP1

Форма волны третьего оператора – прямоугольная с основной частотой приблизительно 240 Гц.

Оператор OP3

Форма волны четвёртого оператора – треугольная (приближённая к пиле) с основной частотой приблизительно 240 Гц.

Оператор OP4

Итоговый звук оператора 3 смодулированого оператором 4, при глубине модуляции 40% (регулятор на пересечении четвёртого столбца и третьей строки) и уровне сигнала 67% (регулятор на пресечении последнего столбца Out и третьей строки).

Оператор OP3 модулируемый оператором OP4

А теперь давайте сложим сигналы первого оператора с вторым (предварительно смодулимрованым первым) и третьим (предварительно смодулированым четвёртым). Для этого сделаем активными все рабочие ручки глубины модуляции (пересечение строк и столбцов) и уровня сигнала (последний столбец строк 1, 2 и 3).

Результат


На рисунках ниже приведены матрицы  FM синтезаторов, которые как видно очень похожи на рассмотренную выше. Разница заключается только в дизайне.


Теперь давайте поговорим о RM синтезе. Этот метод синтеза основан на кольцевой модуляции.

Кольцевая модуляция (RM синтез) – это амплитудная модуляция, в которой частота модулирующего сигнала (модулятор) примерно того же порядка, что и несущая. В амплитудной модуляции частота модулятора намного ниже несущей.

При тех же параметрах, указанных выше, исходный звук с использованием RM синтеза получиться следующий.

RM модуляция

Как видим разница существенная. При подробном рассмотрении можно увидеть изменение звукового сигнала по амплитуде.

Итак друзья, сегодня мы рассмотрели два очень интересных метода синтеза основанных на модуляции. Теперь остается применить свои знания на практике.

Успехов вам в этом деле и до встречи.

Автор: Александр Коваленко
  • Поделиться Вконтакте
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
Количество комментариев0

Подписывайся на новые статьи:

Комментарии:

  • Вы можете написать первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *