Создание электронной музыки

Кривые равной громкости

Кривые равной громкости – это графическое отображение нелинейности восприятия звука человеком.

Кривые равной громкости или кривые Флетчера-Мэнсона показывают, какое звуковое давление необходимо создать, чтобы различные частоты воспринимались как одинаково громкие.

Давайте посмотрим на рисунок.

По вертикали – уровень звукового давления в дБ.

По горизонтали – частота в Гц.

Кривые равной громкости

Глядя на кривые можно сделать вывод, что звук с частотой 1 кГц и уровнем 20 дБ будет казаться таким же громким (субъективно) как и звук с частотой 90 Гц и уровнем 55 дБ. Звук с частотой 2 кГц и уровнем 40 дБ, будет казаться таким же громким, как и звук с частотой 7 кГц и уровнем 50 дБ.

Кривые Флэтчера-Мэнсона

Таким образом, можно сделать вывод, что человек воспринимает низкие и высокие частоты значительно хуже, чем средние. Это связано в первую очередь с тем, что именно в диапазоне средних частот лежит человеческая речь. Кроме того, стоит обратить внимание, что лучше всего воспринимаются частоты в раёне от 1 до 5 кГц. Именно эта область отвечает за разборчивость.

Так как же использовать кривые равной громкости при создании музыки?

Эти кривые позволяют понять, какое соотношение низких, средних и высоких частот является оптимальным. В процессе работы над треком необходимо равняться на АЧХ приближённую к кривым равной громкости.

Возьмите свои любимые треки и проанализируйте их частотную характеристику. Я думаю, что она будет очень похожа на кривые Флетчера-Мэнсона, с той лишь разницей, что высокие частоты будут иметь плавный спад (вместо подъёма). Этот спад вызван спецификой самих высоких частот. Чрезмерное их количество режет и раздражает слух.

Вот несколько примеров.

Armin van Buuren – Hystereo (Original Mix)

Armin van Buuren - Hystereo

Hardwell – Eclipse (Original Mix)

Hardwell - Eclipse

Bobina – Winter (Original Mix)

Bobina - Winter

Еще несколько слов о зависимости восприятия от уровня звукового давления. Чем выше уровень давления (уровень громкости), тем более линейно выглядят кривые. То есть на высокой громкости низкие частоты воспринимаются намного лучше.

И в завершение хочу сказать следующее.

АЧХ – это не самое главное. В первую очередь доверяйте своим ушам.

Удачи в творчестве!

Также Вы можете почитать:

Автор: Александр Коваленко
  • Поделиться Вконтакте
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
Количество комментариев3

Подписывайся на новые статьи:

Комментарии:

  1. Юра

    Статья полезная! Но кругом одна суть про этот график. Хотелось бы урок как применять на практике этот график)))

  2. Artur

    А какое отношение к музыке имеют эти кривые и вообще зачем ими заморачиваться?

    • Эта информация может пригодится для наглядного контроля АЧХ вашего трека, как дополнительный визуальный контроль. Кривые равной громкости дают представление о том, как человек воспринимает различные частоты. Эти знания могут помочь выстроить правильный частотный баланс микса.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *