Создание электронной музыки

Интервалы в музыке: все основные виды

Интервалы в музыке представляют собой сочетание двух звуков, которые сыграны (взяты) последовательно или одновременно.

Если Вы когда-нибудь нажимали две клавиши на клавиатуре фортепиано последовательно или одновременно, то можете считать, что имели дело с музыкальным интервалом.

Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. При этом, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.

Интервалы в музыке являются основой для построения аккордов.

Мелодические и гармонические интервалы

Мелодическим называется интервал, звуки которого взяты последовательно.

Мелодический интервал

Такой интервал может быть двух видов: восходящий и низходящий.

Низходящий интервал читаеться с обязательным указанием направления (ре – ля вниз), а восходящий интервал с необязательным указанием такового (ре – ля вверх или просто ре – ля).

Гармоническим называется интервал, звуки которого взяты одновременно.

Гармонический интервал

При таком взятии образуется созвучие.

Гармонические интервал не имеет направления и читается, обычно, от основания к вершине (ре – ля).

Величина интервалов

Величина интервала – это расстояние между его основанием и вершиной.

Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: ступеневой и тоновой.

Ступеневая величина интервалов

Ступеневая величина интервала проявляется в количестве ступеней умещаемых между основанием и вершиной.

Всего существует восемь основных ступеней (в рамках одной октавы). Поэтому существует и восемь названий интервалов в зависимости от ступеневой величины (смотрите таблицу 1).

Таблица 1. Ступеневая величина интервалов от ноты До

Ступеневая величинаНомер ступениНазвание интервала
До — До1Прима
До — Ре2Секунда
До — Ми3Терция
До — Фа4Кварта
До — Соль5Квинта
До — Ля6Секста
До — Си7Септима
До — До8Октава

Для названия интервалов используются латинские слова (прима, секунда, терция и т.д.), а для обозначения проще использовать цифры (терция – 3, кварта – 4).

Ступеневую величину также называют количественной.

Тоновая величина интервалов

Тоновая величина интервала представляет собой количесто тонов или полутонов, заключённых между звуками интервала. Тоновая величина используется для более точного определения интервала.

Для определения тоновой величины интервала необходимо посчитать количество полутонов, которые умещаются между основанием и вершиной.

От тоновой величины зависит качество интервала, которое определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная и уменьшенная. Такие прилагательные употребляются перед ступеневой величиной интервала (чистая кварта, большая терция, малая септима и т.д.).

Чистый – интервал, качество которого относится к примам, квартам, квинтам и октавам.

Малый – интервал на полтона меньше большого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).

Большой – интервал на полтона больше малого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).

Уменьшенный – интервал на полтона меньше малого.

Увеличенный – интервал на полтона больше большого.

Зависимость между качествами интервалов представлена на схеме.

Схема интервалов в музыке

Полное название интервала говорит о его количественном и качественном содержании.

Таблица 2. Тоновая величина интервалов от ноты До

Количество полутонов между основанием и вершинойНазвание интервала
0Чистая прима (уменьшенная секунда)
1Малая секунда (увеличенная прима)
2Большая секунда (уменьшенная терция)
3Малая терция (увеличенная секунда)
4Большая терция (увеличенная секунда)
5Чистая кварта (увеличенная терция)
6Увеличенная кварта (уменьшенная квинта)
7Чистая квинта (уменьшенная секста)
8Малая секста (увеличенная квинта)
9Большая секста (уменьшенная септима)
10Малая септима (увеличенная секста)
11Большая септима (уменьшенная октава)
12Чистая октава(увеличенная септима)

Простые интервалы

Интервалы, которые находятся в пределах одной октавы называются простыми.

Исключением является только тритон. Его часто называют «особым» интервалом. Мы рассмотрим его отдельно.

Рассмотрим все простые интервалы.

Прима

Прима или унисон (чистая прима) – это интервал, состоящий из одной ступени.

Чистая прима состоит из ноты (например, До) и точно такой же её копии (ноты До). Взять данный интервал можно только в мелодическом виде – последовательно. В гармоническом виде чистая прима может быть сыграна только на двух разных инструментах.

На изображении представлена чистая прима.

Чистая прима

Если увеличить чистую приму на полтона, то получится увеличенная прима.

Секунда

Секунда – это интервал, состоящий из двух ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная секунды. Основные – это малая и большая.

Малая секунда – это интервал в полтона (например, между До и Реb).

Малая секунда

Большая секунда – это интервал в 1 тон (например, между До и Ре).

Большая секунда

Уменьшенная секунда на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Терция

Терция – это интервал, состоящий из трёх ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терции. Основные – это малая и большая.

Малая терция – это интервал в 1,5 тона (например, между До и Миb).

Малая терция

Большая терция – это интервал в 2 тона (например, между До и Ми).

Большая терция

Уменьшенная терция на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Кварта

Кварта – это интервал, состоящий из четырёх ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная кварта. Основная – это чистая.

Чистая кварта – это интервал в 2,5 тона (например, между До и Фа).

Чистая кварта

Уменьшенная кварта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Квинта

Квинта – это интервал, состоящий из пяти ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинта. Основная – это чистая.

Чистая квинта – это интервал в 3,5 тона (например, между До и Соль).

Чистая квинта

Уменьшенная квинта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Секста

Секста – это интервал, состоящий из шести ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная сексты. Основные – это малая и большая.

Малая секста – это интервал в 4 тона (например, между До и Ляb).

Малая секста

Большая секста – это интервал в 4,5 тона (например, между До и Ля).

Большая секста

Уменьшенная секста на полтона менше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Септима

Септима – это интервал, состоящий из семи ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная септимы. Основные – это малая и большая.

Малая септима – это интервал в 5 тонов (например, между До и Сиb).

Малая септима

Большая септима – это интервал в 5,5 тонов (например, между До и Си).

Большая септима

Уменьшенная септима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Октава

Октава – это интервал, состоящий из восьми ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Основная – это чистая.

Чистая октава – это интервал в 6 тонов (например, между До и До следующей октавы).

Чистая октава

Уменьшенная октава на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Тритон

Тритон – это особый вид интервала.

Тритон

Другие названия тритона – увеличенная кварта и  уменьшенная квинта.

Тритон называется так потому, что имеет расстояние между двумя нотами равное трём тонам (например, между До и Фа#).

Составные интервалы

Составные интервалы представляют собой простые интервалы построенные через одну, две, три и более октав.

Проще говоря, интервалы, которые превышают октаву называются составными.

Интервалы, которые не превышают две октавы имеют собственные названия.

Нона

Нона – это секунда через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная ноны. Основные – это малая и большая.

Малая нона – это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реb через октаву).

Малая нона

Большая нона – это интервал в 7 тонов (например, между До и Ре через октаву).

Большая нона

Уменьшенная нона на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Децима

Децима – это терция через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная децимы. Основные – это малая и большая.

Малая децима – это интервал в 7,5 тонов (например, между До и Миb через октаву).

Малая децима

Большая децима – это интервал в 8 тонов (например, между До и Ми через октаву).

Большая децима

Уменьшенная децима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Ундецима

Ундецима – это кварта через октаву.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная ундецима. Основная – это чистая.

Чистая ундецима – это интервал в 8,5 тона (например, между До и Фа через октаву).

Чистая ундецима

Уменьшенная ундецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это тритон через октаву.

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это интервал в 9 тонов (например, между До и Фа# через октаву).

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима

Этот интервал не имеет собственного названия.

Дуодецима

Дуодецима – это квинта через октаву.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная дуодецима. Основная – это чистая.

Чистая дуодецима – это интервал в 9,5 тонов (например, между До и Соль через октаву).

Чистая дуодецима

Уменьшенная дуодецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Терцдецима

Терцдецима – это секста через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терцдецимы. Основные – это малая и большая.

Малая терцдецима – это интервал в 10 тонов (например, между До и Ляb через октаву).

Малая терцдецима

Большая терцдецима – это интервал в 10,5 тонов (например, между До и Ля через октаву).

Большая терцдецима

Уменьшенная терцдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Квартдецима

Квартдецима – это септима через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная квартдецимы. Основные – это малая и большая.

Малая квартдецима – это интервал в 11 тонов (например, между До и Сиb через октаву).

Малая квартдецима

Большая квартдецима – это интервал в 11,5 тонов (например, между До и Си через октаву).

Большая квартдецима

Уменьшенная квартдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Квинтдецима

Квинтдецима – это октава через октаву (интервал в две октавы).

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинтдецимы. Основная – это чистая.

Чистая квинтдецима – это интервал в 12 тонов (например, между До и До через две октавы).

Чистая квинтдецима

Уменьшенная квинтдецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Таблица интервалов

Название интервалаНомер ступениКоличество полутонов
Чистая прима10
Малая секунда21
Большая секунда22
Малая терция33
Большая терция34
Чистая кварта45
Тритон4 / 56
Чистая квинта57
Малая секста68
Большая секста69
Малая септима710
Большая септима711
Чистая октава812
Малая нона913
Большая нона914
Малая децима1015
Большая децима1016
Чистая ундецима1117
Ув. ундецима / ум. дуодецима11 / 1218
Чистая дуодецима1219
Малая терцдецима1320
Большая терцдецима1321
Малая квартдецима1422
Большая квартдецима1423
Чистая квинтдецима1524

Обращение интервалов

Если вершину простого интервала опустить на октаву или основание поднять на октаву, то получиться обращение интервала.

Для того чтобы узнать какой интервал получится в результате обращения нужно из 9 вычесть числовое обозначение интервала (номер ступени).

Например:

Обращением терции (3) будет (9 – 3) – секста (6).

Для того чтобы узнать качество обращённого интервала необходимо придерживаться следующих закономерностей:

— чистые интервалы обращаются в чистые;

— большие интервалы – в малые;

— малые – в большие;

— увеличенные – в уменьшенные;

— уменьшенные – в увеличенные.

Исходя из вышеописанных закономерностей следует, что обращением чистой кварты будет чистая квинта, а обращением малой секунды – большая септима.

Энгармонизм интервалов

Энгармонизм интервалов проявляется в энгармонизме отдельных звуков, входящих в интервал.

Энгармонически равными будут интервалы, взятые изолировано, но звучащие одинаково.

При этом такие интервалы имеют разное написание.

Например, интервал Си – Ми будет энгармонически равным интервалу Доb – Ми. Хотя сам интервал не изменится и звучать будет одинаково. Но написание его, при этом, – разное.

Энгармонизм может быть двух видов:

  1. Энгармонизм с изменением тоновой величины интервала (До — Реb = До – До#)
  2. Энгармонизм без изменения тоновой величины интервала (Ре# — Ми = МиbФаb)

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

29. 06. 2020
0

Подписывайся на новые статьи:

Добавьте свой комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Подробнее в Теория звука
Аккорды ноты
Аккорды и ноты, на которых они построены

Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения...

Закрыть