Создание электронной музыки

Кривые равной громкости

Кривые равной громкости – это графическое отображение нелинейности восприятия звука человеком.

Кривые равной громкости или кривые Флетчера-Мэнсона показывают, какое звуковое давление необходимо создать, чтобы различные частоты воспринимались как одинаково громкие.

Давайте посмотрим на рисунок.

По вертикали – уровень звукового давления в дБ.

По горизонтали – частота в Гц.

Кривые равной громкости

Глядя на кривые можно сделать вывод, что звук с частотой 1 кГц и уровнем 20 дБ будет казаться таким же громким (субъективно) как и звук с частотой 90 Гц и уровнем 55 дБ. Звук с частотой 2 кГц и уровнем 40 дБ, будет казаться таким же громким, как и звук с частотой 7 кГц и уровнем 50 дБ.

Кривые Флэтчера-Мэнсона

Таким образом, можно сделать вывод, что человек воспринимает низкие и высокие частоты значительно хуже, чем средние. Это связано в первую очередь с тем, что именно в диапазоне средних частот лежит человеческая речь. Кроме того, стоит обратить внимание, что лучше всего воспринимаются частоты в раёне от 1 до 5 кГц. Именно эта область отвечает за разборчивость.

Так как же использовать кривые равной громкости при создании музыки?

Эти кривые позволяют понять, какое соотношение низких, средних и высоких частот является оптимальным. В процессе работы над треком необходимо равняться на АЧХ приближённую к кривым равной громкости.

Возьмите свои любимые треки и проанализируйте их частотную характеристику. Я думаю, что она будет очень похожа на кривые Флетчера-Мэнсона, с той лишь разницей, что высокие частоты будут иметь плавный спад (вместо подъёма). Этот спад вызван спецификой самих высоких частот. Чрезмерное их количество режет и раздражает слух.

Вот несколько примеров.

Armin van Buuren — Hystereo (Original Mix)

Armin van Buuren - Hystereo

Hardwell — Eclipse (Original Mix)

Hardwell - Eclipse

Bobina — Winter (Original Mix)

Bobina - Winter

Еще несколько слов о зависимости восприятия от уровня звукового давления. Чем выше уровень давления (уровень громкости), тем более линейно выглядят кривые. То есть на высокой громкости низкие частоты воспринимаются намного лучше.

И в завершение хочу сказать следующее.

АЧХ – это не самое главное. В первую очередь доверяйте своим ушам.

Удачи в творчестве!

Автор: Александр Коваленко
  • Поделиться Вконтакте
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
Количество комментариев3

Подписывайся на новые статьи:

Комментарии:

  1. Artur

    А какое отношение к музыке имеют эти кривые и вообще зачем ими заморачиваться?

    • Эта информация может пригодится для наглядного контроля АЧХ вашего трека, как дополнительный визуальный контроль. Кривые равной громкости дают представление о том, как человек воспринимает различные частоты. Эти знания могут помочь выстроить правильный частотный баланс микса.

  2. Юра

    Статья полезная! Но кругом одна суть про этот график. Хотелось бы урок как применять на практике этот график)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Подробнее в Теория звука
Что такое лееринг
Что такое лееринг?

Лееринг (от англ. layering – наслоение, наслаивать) – использование принципа наложения тембров различных инструментов друг на...

Закрыть