Создание электронной музыки

Тональность в музыкальной теории

В этой статье разберём понятие «тональность». Оно тесно связано с понятием музыкального лада, о котором речь шла в предыдущей статье. С этой статьёй Вы можете ознакомиться по ссылке «Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов». Там тональность упоминалась в контексте построения лада от какой либо ноты. И это, действительно, так и есть.

Что такое тональность

Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).

Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.

Тональность Ля-мажор

Тональность Ля-мажор

Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.

Из вышесказанного можно сделать заключение, что:

Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.

Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.

Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.

В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:

Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.

Ключевые знаки тональности

Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.

Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.

Мажорные и минорные тональности

Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.

Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.

До-мажор:

До-мажор

ля-минор:

Ля-минор

Диезные тональности

Если в качестве тоники взять доминанту До-мажора (тональности без знаков альтерации), то есть ноту Соль, то полученная тональность будет иметь один знак диеза (нота фа#).

Соль-мажор:

Соль-мажор

Если в качестве тоники взять доминанту Соль-мажора, то есть ноту Ре, то полученная тональность будет иметь два знака диеза (ноты фа# и до#).

Ре-мажор:

Ре-мажор

Если в качестве тоники взять доминанту Ре-мажора, то есть ноту Ля, то полученная тональность будет иметь три знака диеза (ноты фа#, до# и соль#).

Ля-мажор:

Ля-мажор

Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.

Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.

До-диез-мажор:

До-диез-мажор

Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.

Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).

Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.

ля-диез-минор:

Ля-диез-минор

Бемольные тональности

Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.

Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).

Фа-мажор:

Фа-мажор

Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.

В минорных тональностях всё аналогично.

Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.

ля-бемоль-минор:

Ля-бемоль-минор

Родство тональностей

Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.

До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.

Параллельные тональности

Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).

Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.

Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.

Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.

Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.

Например, До-мажор и до-минор.

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb

Одноимённые тональности

Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.

Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).

На окраску лада также влияют VI и VII ступени.

Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.

Например, До-мажор и до-диез-минор

До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

до-диез-минор: До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль#-Ля-Си

Однотерцовые тональности

Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.

Таблица тональностей​​

Диезные тональности
ТональностьПараллельная тональностьКлючевые знакиНоты входящие в тональность
До-мажорля-минорКлючевые знаки До-мажорДо, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Соль-мажорми-минорКлючевые знаки Соль-мажорДо, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си
Ре-мажорси-минорКлючевые знаки Ре-мажорДо#, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си
Ля-мажорфа#-минорКлючевые знаки Ля-мажорДо#, Ре, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си
Ми-мажордо#-минорКлючевые знаки Ми-мажорДо#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си
Cи-мажорсоль#-минорКлючевые знаки Си-мажорДо#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля#, Си
Фа#-мажорре#-минорКлючевые знаки Фа-диез-мажорДо#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си
До#-мажорля#-минорКлючевые знаки До-диез-мажорДо#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си#
Бемольные тональности​​​
ТональностьПараллельная тональностьКлючевые знакиНоты входящие в тональность
До-мажорля-минорКлючевые знаки До-мажорДо, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Фа-мажорре-минорКлючевые знаки Фа-мажорДо, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Сиb
Сиb-мажорсоль-минорКлючевые знаки Си-бемоль-мажорДо, Ре, Миb, Фа, Соль, Ля, Сиb
Миb-мажордо-минорКлючевые знаки Ми-бемоль-мажорДо, Ре, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Ляb-мажорфа-минорКлючевые знаки Ля-бемоль-мажорДо, Реb, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb
Реb-мажорсиb-минорКлючевые знаки Ре-бемоль-мажорДо, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Сольb-мажормиb-минорКлючевые знаки Соль-бемоль-мажорДоb, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb
Доb-мажорляb-минорКлючевые знаки До-бемоль-мажорДоb, Реb, Миb, Фаb, Сольb, Ляb, Сиb

Как определить тональность

Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.

Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.

Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.

Как определить тональность по нотам и аккордам
  1. Обратите внимание на звуковой состав учитывая случайные знаки мелодических и гармонических ладов
  2. Часто мелодия начинается с тоники или с одного из звуков, входящих в тоническое трезвучие
  3. Часто начальный аккорд произведения является тоническим трезвучием
  4. Последний звук мелодии почти всегда принадлежит тоническому трезвучию
  5. Заключительный аккорд почти всегда – тоническое трезвучие
  6. Если в произведении нет полных трезвучий обратите внимание на проявление двух звуков составляющих тоническую квинту, которые следуют друг за другом
Как определить тональность аудиодорожки

Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.

Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Tunebat / Song Key & BPM Finder

Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.

Перейте на сайт Tunebat / Song Key & BPM Finder

Audiokeychain

Audiokeychain

Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.

Перейти на сайт Audiokeychain

Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.

KeyFinder

Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.

Скачать KeyFinder

В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

29. 04. 2021
0

Подписывайся на новые статьи:

Добавьте свой комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Подробнее в Теория звука
Музыкальный лад
Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов

Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи,...

Закрыть